Как приварить сгон к трубе отопления? - DOMOSTROI-KAZAN.RU

Как приварить сгон к трубе отопления?

Как правильно варить электросваркой: свариваем металлические трубы и делаем красивые швы.

Сварочный шов – один из самых надежных способов соединения деталей. Он используется в промышленности и в обычной повседневной жизни. Каждый домашний мастер время от времени пользуется сваркой. Хорошо, если он умеет варить сам, однако зачастую приходится обращаться к специалистам. А ведь сварке вполне можно научиться. Начинать следует с самого простого: электросварка для начинающих это, прежде всего, обучение выполнению различных швов. Более сложные работы можно будет выполнять, только набравшись опыта. Давайте разберем основы технологии и некоторые хитрости сварочного процесса.

С чего начать — подготовительный этап

Прежде всего нужно подготовить оборудование. Обязательно понадобится сварочный аппарат, комплект электродов, молоток для сбивания шлака и щетка. Диаметр электрода подбирается в зависимости от толщины листа металла. Не нужно забывать о защите. Готовим сварочную маску со специальным светофильтром, плотную одежду с длинным рукавом и перчатки, лучше замшевые. Так же понадобится сварочный выпрямитель, трансформатор или же инвертор – устройства, которые преобразовывают переменный ток в необходимый для сварки постоянный.
Перед работой необходимо подготовить защитную экипировку, в состав которой входит специальная маска со светофильтром, замшевые перчатки и одежда с длинным рукавом, а так же необходимые инструменты

Технология сварочного процесса

Сварка – высокотемпературный процесс. Для его осуществления образуется и удерживается электрическая дуга от электрода к свариваемому изделию. Под ее воздействием происходит расплавление материала основы и металлического стержня электрода. Образуется, как говорят специалисты, сварочная ванна, в ней перемешивается основной и электродный металл. Величина образующейся ванны напрямую зависит от выбранного режима сварки, пространственного положения, скорости перемещения дуги, формы и размеров кромки и т.д. В среднем ее ширина составляет 8-15 мм, длина 10-30 мм и глубина – порядка 6 мм.

Покрытие электрода, так называемая обмазка, при расплавлении образует особую газовую зону в районе дуги и над ванной. Она вытесняет весь воздух из области сварки и препятствует взаимодействию расплавленного металла с кислородом. Кроме того в ней находятся пары как основного, так и электродного металлов. Поверх шва образуется шлак, который так же препятствует взаимодействию расплава с воздухом, что отрицательно сказывается на качестве сварки. После постепенного удаления электрической дуги металл начинает кристаллизоваться и образуется шов, объединяющий свариваемые детали. Поверх него расположен защитный слой шлака, который впоследствии убирается. В процессе выполнения сварочного шва обмазка электрода расплавляется, образуя особую газовую зону. Внутри нее происходит смешивание металла основания и электрода

Азы электродуговой сварки

В рекомендациях как правильно варить электросваркой особое внимание уделяется началу процесса. Лучше всего получать первый сварочный опыт под руководством специалиста, который сможет исправить возможные ошибки и дать полезный совет. Приступать к работе следует, надежно закрепив деталь. В целях пожарной безопасности около себя нужно поставить ведро с водой.

По этой же причине нельзя выполнять сварочные работы на деревянном основании и небрежно относиться даже к очень небольшим остаткам использованного электрода. Надежно крепим зажим «заземление». Проверяем, чтобы кабель был изолирован и аккуратно заправлен в специальный держатель. Выставляем на сварочном аппарате расчетное значение мощности тока, которое должно соответствовать выбранному диаметру электрода. Зажигаем дугу. Для этого устанавливаем электрод под углом порядка 60° относительно изделия. Медленно проводим им по поверхности. Должны появиться искры, теперь прикасаемся электродом к металлу и приподнимаем его на высоту не более 5 мм. Если операция была выполнена верно, зажжется дуга.

Пятимиллиметровый зазор необходимо удерживать на протяжении всей сварки. Нужно учитывать, что при правильном сваривании металла электросваркой электрод будет постепенно выгорать, поэтому его постоянно слегка приближаем к металлу. Перемещать электрод следует медленно, если он вдруг залипнет, придется слегка качнуть им в сторону. В случае если дуга не зажигается, возможно, нужно увеличить силу тока.

После того, как без проблем получается зажечь и поддержать дугу, пора переходить к наплавлению валика. Зажигаем дугу, медленно и плавно перемещаем по горизонтали электрод, выполняя им легкие колебательные движения. Расплавленный металл при этом как будто «подгребается» к самому центру дуги. В результате должен получиться крепкий шов с небольшими волнами, образованными наплавленным металлом.

Если в процессе сваривания деталей электрод выгорел практически полностью, а шов еще не завершен, работу временно прекращаем. Меняем использованный элемент на новый, удаляем шлак и продолжаем работу. На расстоянии порядка 12 мм от образовавшегося в конце шва углубления, которое еще называют кратером, зажигаем дугу. Электрод подносим к углублению так, чтобы образовывался сплав из металла старого и вновь установленного электрода, после чего сварка шва продолжается. В процессе сварки электрод совершает определенные движения, в основном поступательные, продольные и поперечные. Из их комбинаций составляются различные виды швов, самые распространенные приведены на схеме.

Траектория движения дуги в процессе сваривания деталей может производиться по трем направлениям:

✔ Поступательное. Предполагает перемещение дуги вдоль оси электрода. Таким образом достаточно легко поддерживать стабильную длину дуги.

✔ Продольное. Формирует ниточный сварочный ролик, высота которого зависит от скорости, с которой перемещается электрод, и его толщины. Это обычный шов, но очень тонкий. Чтобы его закрепить, в процессе движения электрода вдоль свариваемого шва выполняют еще и поперечные перемещения.

✔ Поперечные. Позволяют получать нужную ширину шва. Выполняется путем колебательных движений. Их ширина подбирается исходя из размеров и положения шва, формы его разделки и т.п.

На практике используются все три основных движения, которые накладываются один на другой и образуют определенную траекторию. Существуют классические варианты, однако у каждого мастера обычно «просматривается» собственный почерк. Главное, чтобы в ходе работы хорошо проплавлялись кромки соединяемых элементов, и получался шов заданной формы.

Особенности сваривания трубопровода

Дуговой электросваркой можно выполнить вертикальный шов, который располагается сбоку трубы, горизонтальный – по ее окружности. А так же потолочный и нижний, расположенные, соответственно сверху и снизу. Причем последний считается наиболее удобным в выполнении. Стальные трубы обычно свариваются встык с обязательным проваром всех кромок по высоте стенок. Чтобы уменьшить наплывы внутри трубы выбирается угол наклона электрода величиной не более 45°относительно горизонтали. Высота шва – 2-3 мм, ширина – 6-8 мм. При сварке внахлест высота шва составляет порядка 3 мм, а ширины – 6-8 мм.

Прежде, чем начать варить трубу электросваркой, выполняем подготовительные работы:

✔ Тщательно очищаем деталь.

✔ Если торцы трубы деформированы, обрезаем или выправляем их.

Минимум 10 мм прилегающей к кромкам трубы наружной и внутренней плоскости зачищаем до металлического блеска. Теперь можно приступать к сварке. Все стыки обрабатываются непрерывно, вплоть до полного приваривания. Поворотные, а так же неповоротные стыки труб с шириной стенок до 6 мм производятся минимум в 2 слоя. При ширине стенок 6-12 мм – выполняется три слоя, более 19 мм – четыре. Особенность сваривания труб в том, что каждый шов, который накладывается на стык, должен очищаться от шлака, после этого выполняется следующий.

Первый шов – наиболее ответственный. Он должен полностью расплавить все кромки и притупления. Его особенно внимательно рассматривают на предмет обнаружения трещин. Если они присутствуют, их выплавляют или же вырубают и снова заваривают фрагмент. Завершающий слой выполняется по возможности максимально ровным с плавным переходом на основной металл Второй и все последующие слои выполняются при медленном проворачивании трубы. Конец и начало всех слоев обязательно смещают относительно предыдущего слоя на 15-30 мм.
Завершающий слой выполняется с плавным переходом на основной металл и с ровной поверхностью. Чтобы улучшить качество заваривания труб электросваркой каждый последующий слой ведется в обратную сторону относительно предыдущего, а их замыкающие точки обязательно располагают вразбежку.

Самостоятельная сварка – достаточно сложное мероприятие. Однако при желании освоить его все-таки можно. Нужно усвоить основные правила процесса и постепенно научиться выполнять самые простые упражнения. Не нужно жалеть силы и время на освоение азов, которые станут основой мастерства. Впоследствии можно будет смело переходить к более сложным приемам, оттачивая свои умения.


Сгоны для труб — размеры, устройство и монтаж в систему

Для резьбового соединения стальных трубопроводов применяют муфты с внутренней резьбой, но даже в том случае, если участки трубопровода подходят вплотную друг другу, соединить их одной деталью не получится (если это не американка с накидной гайкой) из-за одинакового направления резьбы. Для этих целей используют промежуточные отрезки — сгоны для труб, размеры и материал изготовления которых регламентируются ГОСТ.

При самостоятельном монтаже водопроводной или газовой магистрали из металлических труб, сгоны понадобятся для подключения трубопроводов к сантехническим приборам или газовому оборудованию. Для безопасного и правильного монтажа системы полезно знать основные размеры, материалы и способы изготовления данного элемента сантехнической арматуры.

Рис.1 Сгоны для труб в системах отопления, водоснабжения и газопроводах

  1. Сгоны для труб — размеры согласно ГОСТ
  2. Где используются и устанавливаются сгоны
  3. Устройство соединения со сгоном и его обозначение
  4. Как производится монтаж сгона в систему
  5. Какой материал используется для изготовления сгонов
  6. Можно ли самостоятельно изготовить сгон и как это делать

Сгоны для труб — размеры согласно ГОСТ

Сгон представляет собой отрезок трубы с двухсторонней резьбой разной длины, ее средний размер с короткой стороны — 5 ниток, длинная имеет протяженность не менее 20 витков. Металлические или оцинкованные сгоны концом с короткой резьбой подключают к оборудованию (газовые плиты, радиаторы отопления, котлы), а по длинной резьбе перемещается соединительная муфта соответствующей длины и контргайка. При стыковке на другую трубу накручивается длинная муфта с герметизирующим уплотнителем (льняная пакля, сантехническая нить, ФУМ-лента), с другой стороны муфты намотанный уплотнитель прижимают контргайкой.

Параметры сгонов регламентированы ГОСТ 8969-75, где указаны их размер, длина резьбовых участков, диаметр резьбы в дюймах.

Рис. 2 Сгон — внешний вид и материалы изготовления

Где используются и устанавливаются сгоны

Сгоны применяют в водопроводах, системах отопления, газопроводах, их устанавливают:

  • В линиях водоснабжения и отопления после вентиля на стояке. Это позволяет извлечь запорную арматуру из трубопровода в случае неисправности для ремонта или замены.
  • При подводке к радиатору отопления из чугуна старого образца труб, также их применение позволяет очистить трубопровод от известковых отложений и ржавчины.
  • На подводку при подключении автономного оборудования для нагрева воды — газовых котлов, бойлеров, расширительных баков и сантехнической арматуры (смесители с разъемом елочка).
  • На трубопровод для подводки газа к бытовому и водонагревательному оборудованию — плитам, котлам.
  • Иногда сгоны используются на участках системы для получения дополнительного отвода, при этом муфту заменяют тройником, а расстояние между трубами увеличивают.
Читайте также  Как самому сделать буферную емкость для отопления?

Рис. 3 Сгон для труб стальной цилиндрический – размеры по ГОСТ 8969-75.

Фитинги для металлических труб резьбовые — каталог, размеры, ассортимент. Возможно. также будет интересно узнать про ассортимент фитингов для металлических труб, размеры, материалы изготовления.

Устройство соединения со сгоном и его обозначение

Стальные соединительные муфты с цинковым покрытием или без него, имеющие двухстороннюю резьбу резьбу, предназначены для соединения водо- и газопроводных труб в системах отопления, газопроводах, водопроводах и других линий с не агрессивным рабочим телом при температуре до +175 С. и давлении меньше 1,6 МПа. (16 атм. или бар.). Для соединения трубопровода с сантехническим и газовым оборудованием в состав фитинга входит соединительная муфта (имеет боковые продольные ребра для сцепления с газовым ключом) и контргайка со стандартными размерами, соответствующими наружной трубной резьбе фитинга по ГОСТ 8969-75.

Маркировка фитинга по ГОСТ 8969-75 включает в себя наименование детали (сгон), условный диаметр, материал изготовления (литера Ц для оцинкованной стали) и указание вышеприведенного стандарта. Пример маркировки — Сгон 25-Ц ГОСТ 8969-75.

Рис. 4 Монтаж сгона

Как производится монтаж сгона в систему

Муфты стальные соединительные для монтажа и устройства водопроводов, устанавливаемые после вентилей, монтируются с соблюдением следующих правил:

  • Фитинги должны иметь длину просвета между трубами не более 5 мм. с учетом углубления стороны с короткой резьбой в присоединяемое оборудование или арматуру.
  • На сторону с резьбой длиной не менее 20 ниток последовательно наворачиваются контргайка стальная и соединительная муфта.
  • Льняное волокно или нить наматываются по ходу резьбы
  • При монтаже на короткую сторону наматывают льняное волокно, смазывают его специальной пастой и ввинчивают трубу сгона в выходной патрубок вентиля вручную, а затем поджимают газовым ключом. Для удобства используют второй ключ, удерживая им корпус вентиля во избежание проворачивания на трубопроводе.

Рис. 5 Части соединительные стальные по ГОСТ 8965-75

  • Наворачивают на длинную сторону соединительные детали: контргайку до упора и муфту, на подсоединяемую трубу по ходу резьбы наматывают лен.
  • Сгоняют длинную муфту вниз и наворачивают на трубу, дожимая ее газовым ключом.
  • Наматывают льноволокно с другого конца муфты, обмазывают его пастой и затягивают контргайку.

Необходимо понимать, что подмотка с другого конца не попадает под резьбу муфты, поэтому уплотнение и герметизация соединения будет осуществляться за счет сдавливания волокна контргайкой. Поэтому наматывать следует большее количество витков льноволокна с таким расчетом, чтобы контргайка подходила к муфте или между ними оставался небольшой зазор (не более 1 мм.) после сильного стягивания с большим прилагаемым усилием.

Какой материал используется для изготовления сгонов

Основным материалом изготовления сгонов является обычная или оцинкованная сталь, при использовании индивидуальных водопроводов для подачи питьевой воды используют материалы, не подверженные коррозии — латунь, нержавеющая сталь.

Рис. 6 Размеры водогазопроводных стальных труб для изготовления сгонов ГОСТ 3262-75

Можно ли самостоятельно изготовить сгон и как это делать

При устройстве трубопроводной магистрали своими руками иногда возникает ситуация, когда требуется подборка нужной длины сгонов — заводские изделия по стандартам перекрывают лишь узкий диапазон размеров и диаметров. В этом случае используют самостоятельно изготовленную трубу, а зажимную контргайку и муфту необходимого диаметра берут от другой заготовки. Для изготовления нужно использовать подходящий по длине отрезок газовой трубы, для проведения работ потребуется плашка с держателем или клупп, масло, тиски для зажима заготовки, ножовка по металлу или болгарка для резки трубы.

Рис. 7 Пример монтажа сгона на ФУМ ленту для установки газового счетчика

Трубогиб для круглой трубы – виды, принцип работы, как сделать самому. Возможно будет интересно, как и каким инструментом производится гибка круглой трубы, об этом можно узнать в отдельной статье, опубликованной на нашем сайте.

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Отрезают от трубы заготовку нужной длины, зажимают деталь в тиски, наружные торцы с обеих сторон защищают наждачной бумагой, болгаркой или напильником.
  2. Смазывают трубную поверхность со стороны короткой резьбы, вставляют в держатель или клупп плашку и плотно прижимают ее к торцу, стараясь выдержать строго перпендикулярное положение относительно оси заготовки.
  3. Начинают вворачивать плашку в трубу, прилагая при этом максимальное усилие, после нескольких витков и схватывания зубцов плашки за резьбу, прижимное усилие не требуется.
  4. Нарезку производят в прямом и обратном направлении, периодически извлекая инструмент и очищая его от стружки чистой тряпкой вместе с трубной поверхностью.
  5. После прохода на короткой стороне 5 — 6 витков деталь переворачивают и приступают к нарезанию длинной резьбы из 20 витков на другом конце.

Рациональнее использовать при первичной нарезке старую изношенную плашку, после чего ее можно заменить новой для чистовой проходки.

Рис. 8 Порядок изготовления сгона своими руками

Сгон является одним из распространенных вариантов подключения стальных трубопроводов к сантехнической и газовой арматуре, оборудованию. При правильном монтаже соединительная муфта обеспечивает надежное, долговечное и герметичное соединение, при необходимости фитинг подходящей длины несложно сделать своими руками.

Сварка водопроводных труб под давлением

Сварка стальных труб — ответственное дело, после выполнения которого ожидается, что они будут работать под давлением длительное время, и обеспечивать бесперебойную подачу жидкости для водоснабжения или отопления. Поэтому все швы должны выполняться качественно, с соблюдением правильных режимов сварки для конкретной ситуации. Как производится сварка водопроводных труб чтобы минимизировать ремонтные работы? Что делать если необходимо заварить трубу в которой уже есть вода?

Грамотное выполнение работы

Технология сварки трубопроводов, произведенная в соответствии с основными положениями, обеспечивает долгосрочную работу всей системы. Для этого важно соблюсти уклоны для естественного движения теплоносителя. Так, не придется переделывать работу дважды.

Стоит и сохранить достаточное расстояние от стен и между трубами, чтобы сварщику было удобно качественно обварить стыки. Для более надежной проплавки оставляется зазор между сторонами в 1-2 мм, куда затекает расплавленный металл.

Сварка магистральных трубопроводов выполняется в несколько проходов, чтобы гарантировать герметичность. По этому же принципу монтируется и газопровод. Сварщик выполняет корневой шов электросваркой. Важно достичь образования обратного валика, который свидетельствует о хорошем проплавлении сторон. Последующие слои наносятся автоматами с присадочной проволокой и слоем флюса.

Для более качественного монтажа магистрального трубопровода используется сварка лазером в цехах, а на месте выполняются только последние стыки. Ручная сварка на трубах начинается с самой нижней части окружности (в горизонтальном положении трубопровода) и ведется вверх. Наплавленный металл накладывается «полочками» и поднимает шов по окружности до наивысшей точки. Это делается с двух сторон. Заканчивать шов необходимо на цельном металле. Так предупреждаются поры и свищи.

Когда может понадобиться сварка трубы с водой

К сожалению, даже при соблюдении всех вышеописанных правил, могут потребоваться сварочные работы на уже запущенном в эксплуатацию трубопроводе. Чаще всего это связано с ошибками, допущенными предыдущими сварщиками. Возможно, плохое зрение не позволило специалисту качественно заварить стык, и участок дал течь. Если через данный трубопровод подается вода на большой район, который и так уже долгое время был отключен, то повторное отключение может вызвать множество жалоб. Поэтому возникает необходимость выполнять сварку под давлением.

Заваривать трубу с жидкостью может потребоваться и в случае экстренной врезки, когда времени на слив системы нет, и все, что можно сделать — это отключить насосы, чтобы снизить давления в системе. Или площадь всех коммуникаций с водой настолько велика, что ждать ее опустошения придется слишком долго, или это слишком затратно (спустить 20 000 литров воды ради одного шва). Сварные соединения трубопроводов могут осложняться наличием жидкости в зоне выполнения работ из-за специального уклона, который предусмотрен для естественного самотека. В этом случае, даже спустив систему, вода будет продолжать стекать и мешать сварочным работам.

Почему это сложно

Многие сварщики бояться сварки труб с водой, потому что это сложная задача, чреватая долгими мучениями и не гарантирующая успешный исход. Наложение расплавленных частичек присадочного металла на пору или свищ может привести к «обрастанию» проблемного места целой горкой швов, из под которых во все стороны будет просачиваться жидкость. Вместо одной течи получается множество ручейков.

Почему так сложно заварить трубопровод под давлением? Для этого есть несколько причин:

  • Напор воды постоянно остужает сварочную ванну, не давая полноценно сцепиться наплавленному металлу с основным.
  • Процесс осложняется постоянно образовывающимся паром от соприкосновения жидкости с прогретым железом. Это мешает видеть место соединения. Маска сварщика часто запотевает снаружи.
  • Если стык потолочный, то проблема усугубляется тем, что вода стекает на рабочего. Пропитываются рукавицы и куртка. Поскольку у сварщика в руках находится электрододержатель, и сам стоит на массе (или держится за трубу второй рукой), это может провоцировать небольшие удары током (безопасное, но неприятное для ощущения напряжение до 48 V ). Варить при этом очень неудобно.

Как заварить трубу с водой

Трубопровод под давлением, как можно увидеть на видео, успешно сваривается электросваркой. Для этого выбираются определенные режимы и параметры, о которых написано ниже. Но существуют и небольшие хитрости, а также технологии, помогающие выполнить правильно этот процесс. В зависимости от вида требуемой работы применяются разные подходы.

Борьба со свищами

Из-за несоблюдения режимов сварки или коррозионной среды в трубопроводе может образоваться свищ. Это небольшое отверстие круглой формы с которого течет вода. Труба может быть механически повреждена из-за удара, вследствие чего образовалась трещина.

Чтобы успешно заварить проблемное место электросваркой необходимо стать напротив проблемного участка. Так будет лучше видно все границы отверстия. Для предотвращения стека воды по электроду (в случае вертикального или горизонтального шва) нужно держать его перпендикулярно свариваемой поверхности. Сварочный процесс ведется сверху вниз. Целью является сужения свища до полного перекрытия.

Читайте также  Можно ли отключать насос системы отопления?

Для этого нужно:

  1. Наложить несколько капель металла на верхнюю сторону края отверстия.
  2. Ударить один-два раза молотком сразу после прекращения горения дуги. Это позволяет глубже проникать наплавленному металлу в структуру основного, предотвращая появление новых пор. Дополнительно, приплюснутые валики перекрывают большую площадь свища.
  3. Наложить еще насколько капель металла, продвигаясь вниз.
  4. Снова постучать молотком.
  5. Если боковые края свища имеют тонкие стенки, их нужно усилить таким же образом.
  6. После полного прекращения просачивания пара наружу, необходимо нарастить стенку трубы. Это выполняется наоборот, снизу вверх, на малом токе, чтобы не прожечь тонкий металл. Прерывистой дугой накладываются «полумесяцы» до полного прохода к верхней точки проблемного места.
  7. Пройденный шов желательно простучать для проковки и уплотнения.

Цельный стык

В случае соединения двух сторон трубы, по одной из которых все еще течет вода, можно использовать специальный подход. Особенно это применимо к трубопроводу, пролегающему близко к полу или земле.

Для успешного выполнения работы в верхней части трубы, находящейся в горизонтальном положении, вырезается «окно». Это прямоугольное или овальное отверстие в одной из сторон соединения. Поможет это в том случае, когда давление отключено и основной объем жидкости сброшен, но вода продолжает подтекать. В трубу закладывается тряпка, впитывающая влагу и освобождающая низ для беспрепятственной сухой сварки.

Шов накладывается изнутри через вырезанное окно. Важно заварить низ и поднять края шва на стенки. Для большей надежность стоит выполнить несколько проходов. Затем тряпка удаляется (это крайне важно сделать сразу, иначе вся работа будет напрасной, если ее забыть и в спешке заварить стык), и вода течет по уже сваренному дну, не мешая процессу. Боковые швы накладываются с наружной части. Последним закрывается окно. Это делается с применением заранее подготовленной «заплатки», соответствующей по размерам. Поскольку шов состоит из нескольких сегментов, то все окончания требуется перекрывать, а последний кратер выводить на цельный участок трубы и заваривать с наплавкой.

Если необходима врезка

С варка трубопроводов высокого давления может выполняться в случае потребности в дополнительном канале отвода жидкости. Например, добавлена еще одна емкость, куда требуется поставка воды, или сооружена еще одна ветвь отопления в пристройке, и необходима подача теплоносителя. Если нужна врезка, а остановить систему невозможно, то используется приварка сгона или шарового крана.

Это происходит по следующей схеме:

  1. На выбранный участок трубы подгоняется патрубок с резьбой и шаровым краном.
  2. Не нарушая целостности трубопровода выполняется обварка наложенного элемента.
  3. После этого кран ставится в открытое положение и через него сверлится отверстие в основной трубе.
  4. Дальше действовать нужно быстро. Через новообразованный выход вода устремляется наружу. Сверло быстро удаляется и кран перекрывается.
  5. К ответной резьбе крана подсоединяется сгон с обмоткой и замыкается новая ветвь.
  6. Кран открывается и запускается подача жидкости.

Эту операцию можно проводить на любом давлении. Важно приварить патрубок с краном на небольшом токе, чтобы не прожечь основную трубу. Диаметр сверла должен быть достаточным для передачи объема и требуемого давления, чтобы новая ветвь работала полноценно.

Маленькие хитрости

Чтобы успешно заваривать свищи и трещины с водой необходимо знать несколько секретов, которыми пользуются опытные сварщики. Поскольку вода постоянно мешает процессу формирования сварочной ванны, важно уменьшить ее воздействие. Это достигается несколькими способами.

Во-первых, можно забить болт в образовавшийся свищ. Для этого подбирается соответствующий диаметр стержня. В итоге, вместо дырки из которой течет вода, образовывается закупоренное отверстие с удобной для обварки шляпкой. Конечно, жидкость изолируется не полностью, но ее влияние уменьшается. Нужно постепенно соединить стенки основного металла со шляпкой болта. Метод применим во всех пространственных положениях.

Во-вторых, свищ можно заделать приварив на его место гайку крупного диаметра. Последняя накладывается на проблемное место и обваривается. Жидкость при этом не мешает, потому что продолжает свободно вытекать через отверстие в гайке. После окончания сварочных работ в гайку вкручивается болт с плотно намотанной паклей. Это герметизирует место. У метода один недостаток — внешний вид отремонтированного участка не очень презентабельный (с торчащим болтом), но это позволяет быстро заделать течь и укрепить истончившееся место.

Третья хитрость заключается в увеличении присадочного материала. Поскольку за один раз величина наложенной «горошины» расплавленного металла может перекрыть определенный участок свища, важно подать как можно больше присадки в сварочную ванну. Это регулируется диаметром электрода. Но можно использовать и второй электрод, предварительно отбив на нем обмазку. Первым электродом разогревается место, а когда появился жидкий металл, в него добавляется второй стержень. Это повышает количество наплавки и содействует быстрому закрытию отверстия с водой.

Режимы

Для выполнения сварочных работ на трубопроводе, в котором присутствует жидкость, важно установить силу тока выше обычной для данного положения. Это позволит устойчивее удерживать дугу. Электрод не будет прилипать из-за быстрого охлаждения водой.

Присадочные материалы важно хорошо прокалить. Из распространенных моделей подойдет УОНИ 13/55. Они отлично проявляют себя в подобных условиях. Место желательно прогреть горелкой, чтобы испарить подтекающую воду. Это благоприятнее скажется и на проникновении присадочного металла.

Вид напряжения тоже играет свою роль. Здесь все зависит от личных предпочтений сварщика. Переменный ток хорошо удерживает дугу. Им можно варить под большим слоем воды. Но качество самого шва хуже. Постоянное напряжение менее устойчиво при работе во влажной среде, за то степень проникновения расплавленного материала выше.

Грамотный монтаж трубопровода позволяет сразу получить качественную систему. Но если был допущен брак или материал прохудился, и требуется ремонт без слива жидкости, то приведенные советы в статье помогут справиться с проблемой.

Как заварить трубу с водой электросваркой

Возникают ситуации, когда дефект на трубопроводе приходится устранять при подаче воды. Чаще свищи возникают на сварных трубах, устранить их можно, сварив водопроводную трубу электросваркой с использованием наплавочных электродов. Хотя сварка будет непрочной, серьезную аварию, утечку воды удастся предотвратить.

Перед проведением сварки магистральное давление понижают до возможных пределов. Для выполнения работ требуется опыт. Новичку с такой сваркой не справиться. Особенно сложно заваривать чугунные стояки. У чугуна большая текучесть, при нагреве происходят структурные изменения в металле, ухудшающие эксплуатационные характеристики.

Почему возникает необходимость сварки трубы с водой

Варить трубы с водой приходится в следующих ситуациях:

  • когда после ввода системы в эксплуатацию обнаруживаются непровары стыков;
  • иногда при монтаже сварных труб в магистрали оказывается дефектная;
  • когда нельзя оставить без воды большой район;
  • нет возможности слить воду или это экономически нецелесообразно;
  • нужно срочно врезать запорную арматуру или узел учета;
  • из-за уклона вода остается в трубе после слива системы.

Это не все ситуации, при которых нужна сварка трубопроводов с водой.

Особенности сварки водопроводных труб

Заварить трубу с водой можно электродуговой, газовой сваркой, полуавтоматом с применением наплавочной проволоки. Электросварка водопровода, заполненного водой, связана с некоторыми особенностями:

  1. Рабочий режим сварки при заделке дефектов, утечек воды регулируется. Если нет риска прожогов истонченной ржавчиной стенки, силу тока при сварке системы ХВС, заполненную водой, увеличивают на 5–10% в зависимости от вида сплава. За счет охлаждения стенки электрод к ней не будет прилипать при сварке. В зависимости от вида сварочного аппарата, варят на переменном или постоянном токе. Предпочтительнее переменный, дуга при сварке будет стабильной. Соединение образуется даже под толстым слоем воды. Если нужен качественный шов, используют постоянный ток. Хотя напряжение при сварке будет нестабильным, но расплавленный металл наплавки будет глубже проникать в область дефекта при сварке трубопровода с водой.
  2. Для работы электроды выбирают по виду материала трубопровода. Для сварки нержавеющих труб подходят НЖ-13, для ремонта чугунных стояков – МНЧ-2 или ОЗЧ-2, или можно заварить серое высокоуглеродистое чугунное литье. При использовании инвертора в качестве источника тока для ремонтных работ на водоводах приобретают электроды МР-3с, ЦЧ-4, они плавятся на низких токах, имеют невысокую температуру плавления. Электроды предварительно прокаливают, нагревая до 200°С выдерживают от 40 минут до часа.

Какие могут возникнуть сложности

Во время ремонтной сварки водопроводных труб электросваркой качество у шва от контакта с водой будет невысокое. Такая заделка дефектов – временная мера. Она не предусмотрена ГОСТом. При повышении давления воды, опрессовке системы шов, образуемый при сварке, способен треснуть. За такую работу берутся не все сварщики. Наплавка металла в зоне повреждения нередко приводит к множественным свищам вокруг зоны наплава, потому что при сварке активизируется процесс окисления от контакта с водой. Вместо одного свища образуется множество.

Сварка трубопровода, в котором вода, технологически сложная работа еще по ряду причин:

  • Из-за образующегося от воды пара во время сварки приходится периодически протирать маску, рабочая зона плохо просматривается.
  • Вода постоянно остужает рабочую зону сварки, не дает металлу проникнуть на большую глубину. Сразу происходит схватывание, начинается кристаллизация.
  • При протечке трубопроводов, расположенных под потолком, от воды намокает спецодежда. Это чревато пробоем тока. Рука дергается, происходит залипание электрода.

Как заварить трубу с водой

При сварке труб под давлением, заделке свищей чаще применяют обычную сварку инвертором.

Свищи, протечки воды возникают из-за неправильного выбора режима, ударов или коррозионных разрушений. Их устраняют при хорошей освещенности – повреждение должно быть видно со всех сторон. При вертикальном или горизонтальном шве электрод держат перпендикулярно трубе, чтобы вода по нему не стекала. Дефект заплавляется сверху вниз:

  • в верхней точке наносится несколько капель расплава, после прекращения дуги по рабочей зоне пару раз ударяют молотком, чтобы металл глубже проникал в дефект;
  • такую же процедуру проводят, опускаясь до самого низа;
  • когда вода перестанет течь, исчезнет пар, укрепляют стенку вокруг свища, поднимаясь снизу вверх, наносят полумесяцы. Создают дополнительные валики, разбивают их молотком.

Работать надо на малом токе, чтобы не допустить прожогов на поврежденной коррозией стенке.

Ремонт стыков

Бывают ситуации, когда нужно заново проварить весь стык. Сначала варят нижнюю часть стыка, его проваривают через вырезанное в верхней части трубы окно. Его делают любой геометрии: круглым, квадратным, прямоугольным. Это роли не играет, важно обеспечить доступ к стыку. Воду перекрывают, забивая проход тряпками, их вставляют с двух сторон, чтобы максимально подсушить рабочую зону. Шов делается небольшими фрагментами, по три сантиметра, в две проходки. Вторая делается в противоположную сторону. Когда окалина сбита, тряпку убирают, вода снова будет поступать в трубу. Приступают к боковым частям. Финальная часть работы – заваривание окна, его закрывают приготовленной заплатой, шов проводят вкруговую. Стенки толще 6 мм проваривают дважды в разных направлениях.

Читайте также  Как посчитать секции батареи отопления?

Врезка в трубопровод

Когда требуется подключение сантехнических устройств, установка приборов учета или запорной арматуры, сгонять воду из системы необязательно, это бывает слишком накладно.

Отвод для сгона воды или кран проводят по следующей схеме:

  • врезаемый элемент подгоняется под трубопровод;
  • обваривается по всему контуру;
  • после этого сверлится врез через патрубок или разобранный шаровый кран;
  • затем к патрубку монтируется подвод или собирается запорная арматура. После этого открывают подачу воды.

Врезка штуцеров в трубопровод по представленной технологии проводится без снижения давления в магистрали. К ним крепится подсоединяемый элемент.

Полезные советы от специалистов

Магистральная система водоснабжения, заполненная водой, источник повышенной влажности. Существуют профессиональные секреты, позволяющие проводить работу качественно. Нужно снизить воздействие воды. Этого достигают несколькими способами:

  1. В свищ вбивают болт соответствующего диаметра с большой шляпкой. Струйка воды уменьшается, образуются только капли. Если свищ круглый, он забьется полностью. Достаточно будет обварить шляпку и наплавить металл вокруг нее. Этот способ подойдет для любого пространственного положения повреждения.
  2. На свищ накладывают гайку большого размера, течь частично устраняется, вода не попадает на электрод, а вытекает через внутренне отверстие гаки. После этого гайку по внешнему краю обваривают. После этого в нее с использованием фума или вкручивают болт, образуется герметичное соединение, дефект устраняется. Внешний вид трубы становится хуже – это минус, но такой ремонт довольно эффективный, не занимает много времени.
  3. Увеличивается объем металла, подаваемого в сварочную ванну. Нескольких капель бывает недостаточно. Величина капли зависит от толщины электрода. Иногда дополнительно берут электрод с обчищенной обмазкой. Первый электрод создает дугу, а когда образуется ванна расплава, в держатель вставляют второй, на котором нет обмазки. Объем наплавочного материала увеличивается, дырка быстрее заплавляется.

Учитывая особенности работы с заполненной трубой, можно самостоятельно сделать ремонт сети без сгона воды из системы. Нужно правильно подбирать электроды по типу стержня, виду обмазки, регулировать рабочий режим тока.

Как врезать своими руками трубу в трубу отопления: техника и правила проведения работ

Металлические системы подачи теплоносителя в старых домах нуждаются, как минимум, в модернизации, а то и полной либо частичной замене. Когда существует возможность отключить подачу тепла в магистрали отопления, вопрос о том, как врезать трубу в трубы отопления даже не поднимается — используют классическое сварное соединение.

Врезку в отопительную систему можно производить без сварочных работ

Преимущества горячей сварки

Достоинство обычной сварки в том, что соединение можно осуществить в любом удобном для монтажа месте, и металлическую трубу отопления для этого не нужно специально подготавливать. Достаточно очистить будущее место сварки от остатков старой краски и от слоев ржавчины, неизбежно присутствующей на трубах из металла.

Врезка происходит методом дополнения существующей трубы отопления дополнительным контуром отвода тепла – приваривают трубу, иногда с патрубком или резьбовым переходом на соединительный фитинг. Конфигурация отводного контура может иметь любую структуру, максимально соответствующую задаче обеспечения отвода тепла.

По строительным правилам и нормам прокладки теплосетей и труб отопления все работы, включая ремонт, врезку в трубу отопления и модернизацию с использованием сварки, принято проводить на участке магистрали без теплоносителя. Трубу отключают, и сливают остатки воды. Далее осуществляется врезка в систему.

Если в отопительной системе нет воды, то применяют метод горячей сварки труб

Метод резьбовых соединений труб отопления

Врезаться в систему основной магистрали подачи тепла, если можно перекрыть подачу нагретой воды, осуществляется и методом резьбовых соединений. Для этого необходимо:

  • подготовить магистральную трубу в том месте, где будет происходить врезка: тщательно зачистить трубу до металла, удалив старое лакокрасочное покрытие;
  • наметить место для будущего фитинга;
  • используя «болгарку» или ножовку по металлу, спилить часть трубы на месте установки будущего отводного тройника, с учетом того, что необходимо будет создать ответные части для резьбового соединения;
  • нарезать метчиком на участках трубы резьбу с шагом, соответствующим резьбе фитинга;
  • используя герметик – чаще всего паклю и масляную краску – установить врезной фитинг, и после высыхания краски провести испытание созданного соединения, подав в трубу теплоноситель под рабочим давлением.

Соединение труб отопления без использования сварки потребует наличие специальных инструментов для нарезки резьбы на металлических трубах, и навыков работы с ними. Целесообразно пригласить сертифицированного специалиста для проведения работ, если нет опыта нарезки резьбы на трубах и создания герметичных соединений с использованием пакли.

Резьбовые соединения нужно обязательно уплотнять, для этого лучше всего применять паклю

Важно! В теплое время года система отопления может быть заполнена холодной водой, и эту воду необходимо из системы слить.

Как врезаться в трубы отопления без сварки

Системы отопления в многоквартирных домах имеют одну особенность: не удается отключить подачу тепла на локальном участке системы отопления для проведения работ. Врезка в трубы отопления без сварки применяется именно в таких случаях и требует определенной сноровки при выполнении работ.

Врезать трубу в металлическую магистраль подачи тепла, без отключения подачи теплоносителя, быстро, правильно и аккуратно, способен не каждый мастер. Ошибки при врезке в магистраль отопления, находящуюся под давлением, и любое промедление в работе сулит большим количеством воды, неизбежно попадающей внутрь помещения. Не рекомендуется проводить врезку в трубы отопления без согласования с коммунальными службами. Если все же есть необходимость проведения таких работ своими силами — в этом случае выручит специальный фитинг. Магистраль отопления, смонтированная из пластиковых труб, тоже позволяет без проблем подключить канал отвода части теплоносителя, используя соединительные элементы, предназначенные для этих целей.

Врезка в трубы отопления без отключения подачи теплоносителя проводится при помощи седелки с резьбовым отводом

Самый распространенный метод врезки в металлическую трубу отопления без сварки – использование специального фитинга, состоящего из следующих деталей:

  • плотно прилегающий к тыльной стороне врезки ответный фланец, дополненный узлами крепления зажимного типа;
  • узел крепления, с прочными прижимными винтами;
  • верхняя часть фланца, дополненная патрубком отвода, а в ряде случаев и шариковым вентилем, перекрывающим подачу теплоносителя.

Основную магистраль подачи тепла придется просверлить, но сделать это нужно будет только после установки на место будущей врезки специального фитинга. Стоимость его достаточно высока, но и соединение считается достаточно надежным для того, чтобы осуществить безопасную врезку.

Последовательность действий установки фитинга

Порядок проведения монтажа фитинга такой:

  1. Фитинг устанавливается на основную магистраль подачи тепла. Для герметичности соединения используется невысыхающий герметик (лучше использовать автомобильный), стойкий к воздействию высокой температуры;
  2. Наносится герметик: необходимо нанести его на внутреннюю поверхность фитинга, контактирующего с металлической трубой. Там, где планируется просверлить отверстие в трубопроводе, герметика быть не должно;
  3. После установки тщательно затягивают винты зажимного соединения, важно избежать перекоса крепления фитинга.

Через открытый вентиль или отводной патрубок производится непосредственно врезка в магистраль подачи тепла. Используется конусное сверло, дополненное защитным слоем, чтобы не повредить внутреннюю поверхность отводного патрубка.

Отверстие в трубе сверлится после того, как фитинг надежно закреплен на трубе

Важно! Необходимо дополнить хвостовик сверла защитной манжетой, чтобы жидкость (теплоноситель) из магистрали подачи тепла не попала на электроинструмент, которым осуществляется сверление (дрель или шуруповерт).

Решая вопрос о врезке в отопительную систему, становится ясно, что металлические трубы – не самый лучший вариант. Несмотря на свою распространенность, трубы из металла перестали быть универсальным и удобным решением для обустройства тепловых и водопроводных систем. На смену им пришло поколение металлопластиковых труб, преимущество которых состоит в том, что:

  • пластиковые трубы не подвержены коррозии;
  • трубопровод из полипропиленовых компонентов имеет небольшой вес и быстро монтируется;
  • сохраняется возможность быстрого ремонта и модернизации системы своими руками;
  • нет необходимости использовать сложное оборудование для монтажа и транспортировки полипропиленовых труб.

Врезка в тонкие водопроводные трубы осуществляется при помощи так называемой «седелки» — отводного фитинга с зажимными хомутами. Зажимной хомут применяется и для врезки в канализационную систему. Основной принцип «седелки» с зажимными хомутами – обеспечение врезки и подключения в системы с низким давлением.

Для магистрали отопления, в особенности в многоэтажных домах, недопустимо использование непрочных, дешевых фитингов. Переделка внутренних коммуникаций отопления позволит регулировать уровень теплоотдачи каждого конвектора отопления. Достаточно дополнить радиаторы отопления кранами регулировки подачи теплоносителя и «байпасом» — контуром обратной подачи подогретой воды.

При помощи фитингов можно врезаться в систему отопления, смонтированную из пластиковых труб

Врезка в коммуникации отопления коллекторных групп – на магистрали прямой и обратной подачи теплоносителя – позволяет производить ремонт или модификацию системы в любое время и без отключения общей подачи воды. Преимущество коллекторной схемы в том, что каждый потребитель обеспечивается автономной регулировкой уровня подачи теплоносителя. Если использовать многоконтурный принцип соединения радиаторов отопления с коллекторной группой, можно создать экономную и неприхотливую систему теплоснабжения.

Недостаток такой схемы – увеличение протяженности магистрали – компенсируется возможностью самостоятельно модернизировать или ремонтировать систему без привлечения специалистов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: